Что такое дислексия?
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое проявляется расстройством чтения. Человек не может правильно распознавать буквы и звуки, поэтому не способен понять суть прочитанного. Нарушение имеет неврологическую природу и не связано с низким интеллектом, недостаточной мотивацией к учебе или плохим зрением. Примеры проявления дислексии:
- вместо слова «книга» человек может читать «книта», а вместо «щель» — «цель»;
- «молоко» может быть прочитано как «моколо», а «люди» — как «лдюи»;
- слово «слон» может читаться как «лон» или «сон».
Клиническое описание расстройства чтения сделал в 1881 году немецкий врач Освальд Берхан. Термин «дислексия» впервые использовал в 1887 году немецкий офтальмолог Рудольф Берлин, описывая случай пациента, у которого были трудности с чтением при нормальном уровне интеллекта и физических способностей. В числе известных людей-дислексиков — шестикратный лауреат премии «Эмми», журналист Андерсон Купер, голливудская актриса и ведущая Вупи Голдберг, британский предприниматель и основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон.
Каковы причины дислексии?
Задайте свой вопрос Детскому неврологу «ОН Клиник»
Причина дислексии — нарушения в структуре и работе левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, анализ и понимание слов. В норме лобная (обеспечивает умение писать и разговаривать), теменная (помогает в восприятии и декодировании слов) и затылочная (отвечает за восприятие зрительной информации) доли левого полушария функционируют равномерно. У дислексиков активность в теменной и затылочной долях снижена.
Благодаря современным методам визуализации у пациентов с нарушениями чтения удалось обнаружить меньший объем серого и белого веществ в теменной и затылочной долях левого полушария головного мозга. Факторы риска, которые могут спровоцировать дисфункцию мозга и привести к развитию дислексии:
- генетическая предрасположенность (наличие расстройства чтения у близких родственников);
- осложнения после вирусных заболеваний (краснухи, кори, герпеса);
- отравление головного мозга химикатами, тяжелыми металлами, никотином;
- черепно-мозговые травмы;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит, нейросифилис);
- психоэмоциональные состояния и заболевания (депрессия, тревожное расстройство, деменция);
- патологии сосудов головного мозга (аневризма, инсульт, хроническая ишемия мозга);
- стремительные или затяжные роды с осложнениями (длительным кислородным голоданием плода, сдавливанием его головы при прохождении родовыми путями);
- дефицит речевого общения;
- слишком раннее или позднее начало обучения ребенка грамоте;
- многоязычие в семье;
- чрезмерные умственные нагрузки.
Среди факторов, способствующих развитию дислексии, наука психосоматика выделяет хронический стресс и частое эмоциональное напряжение. Излишняя строгость родителей и отсутствие поддержки также могут замедлить темпы развития когнитивных навыков у ребенка.
Виды дислексии
Дислексию классифицируют в зависимости от анализатора, на уровне которого нарушено восприятие. Разновидности расстройства чтения представлены в таблице.
Виды дислексии | |
Вид | Характеристика |
Фонематическая (слуховая, акустическая) | Характеризуется трудностями в восприятии звуков на слух. При слуховой дислексии человек не может различать звуки, которые близки по звучанию (Г-К, З-С, Ж-Ш). |
Семантическая | Заключается в отсутствии понимания смысла слов. Человек может произносить слово правильно, однако не может самостоятельно составить его из слогов и объединить несколько слов в содержательное предложение. |
Аграмматическая | Сопровождается проблемами с грамматическим построением речи. При данной разновидности дислексии в письменной и устной речи человек не согласовывает падежи, путает окончания слов, неправильно использует времена глаголов. |
Тактильная | Диагностируется у слепых людей, обучающихся чтению по таблице Брайля. Сопровождается невозможностью на ощупь различить сходные буквы, состоящие из одинакового количества точек или отличающихся одной точкой. |
Оптическая | Характеризуется трудностями в распознавании букв по начертанию. При оптической дислексии некоторые люди видят текст искаженным или размытым, будто смотрят 3D-фильм без специальных очков. Некоторым пациентам сложно отличить буквы, похожие по написанию (П-Л, Щ-Ц, А-Д, Г-Т, В-З). |
Мнестическая | Отличается отсутствием понимания, какой звук обозначает каждая буква. Результатом мнестической дислексии становится неспособность человека овладеть алфавитом. |
Нарушение чтения может быть врожденным или приобретенным. Врожденное является следствием генетики или поражения головного мозга в период внутриутробного развития плода, а приобретенное — результатом воспитания, черепно-мозговых травм и заболеваний, перенесенных в детстве или взрослой жизни.
Каковы симптомы дислексии?
Признаком дислексии является медленное чтение. Человек сталкивается с невозможность читать полностью все слово, поэтому проговаривает его по буквам или слогам. Сопутствующие симптомы дислексии:
- пропускание отдельных звуков или слогов в словах;
- неспособность строить сложные предложения;
- добавление лишних звуков и слогов к словам;
- неправильное согласование падежей и времен глаголов;
- изменение последовательности букв и слогов в словах;
- неспособность писать под диктовку;
- трудности с запоминанием и пониманием значения слов;
- замена одних букв и звуков в словах другими.
Понять, что у тебя дислексия, можно по неспособности пересказать суть прочитанного текста. Из-за трудностей в распознавании букв и звуков человек может использовать тактику угадывающего чтения — предполагать, что написано дальше, опираясь на смысл отдельных слов, которые ему удалось разобрать.
Дислексия проявляется комплексом психоэмоциональных симптомов. Часто люди с нарушением чтения чувствуют себя неуверенными, страдают от низкой самооценки и депрессии, стремятся к социальной изоляции. Ребенок, который путает буквы при чтении, может пытаться избегать ситуаций, требующих чтения и письма.
У кого может быть дислексия?
Нарушение чтения может проявляться у детей и взрослых. В группе повышенного риска находятся пациенты с аутизмом — расстройством, сопровождающимся утратой потребности и желания общаться с окружающими людьми. Дислексия может развиться при СДВГ (синдроме дефицита внимания и гиперактивности) — патологии, характеризующейся невнимательностью, импульсивностью и неспособностью человека сосредотачиваться на выполнении каких-либо задач.
Дислексия у взрослых
Дислексия у взрослых негативно сказывается на организационных навыках и планировании. Поскольку человеку требуется больше времени на структурирование и освоение информации, ему сложно придерживаться дедлайнов и выполнять срочную работу, из-за чего он испытывает стресс и тревогу.
Нарушение чтения может препятствовать изучению иностранных языков. Дислексикам проблематично составлять планы и готовить отчеты. Однако за счет преобладания образного мышления им легче работать с трехмерными объектами в сферах архитектуры и строительства, моделирования, графического дизайна, анимации.
Дислексия у детей
Дети с дислексией обычно начинают поздно говорить. Распознать дислексию у ребенка дошкольного возраста можно по наличии проблем со словообразованием. Дислексикам свойственно говорить, меняя местами слоги в словах. Также понять, что у ребенка дислексия, можно по медленному расширению словарного запаса.
Дислексия у детей младшего школьного возраста приводит к отставанию от сверстников в темпах овладения навыками чтения. Однако признаков сниженного интеллекта дислексики не демонстрируют. Родителям, которые подозревают у ребенка нарушение чтения, следует записаться на прием к детскому неврологу. Врач проведет тесты, позволяющие отличить дислексию от других расстройств (дизорфографии, дискалькулии, афазии, дизартрии).
Как мыслят дислексики?
У дислексиков преобладает образное мышление, в котором задействовано преимущественно правое полушарие головного мозга (в отличие от людей без нарушения чтения, у которых за мышление отвечает левое полушарие). Дислексики могут представить вкус блюда, внешний вид здания, запах парфюма, звук автомобиля. Информацию они лучше воспринимают и запоминают через визуальные образы — схемы, рисунки, графики, диаграммы.
Какие буквы путают дислексики?
Зачастую люди с нарушением чтения путают похожие по начертанию буквы: З-В, Р-Ь, Г-Т, И-Й, А-Д, Ш-Щ, Ц-Щ, Н-П. Также может возникнуть путаница с похожими по звучанию звуками: Ж-Ш, З-С, Д-Т, К-Х, В-Ф, Б-П.
Как дислексия влияет на почерк?
Дислексики пишут медленно и прерывисто, из-за чего строчки выглядят неровными, а интервалы между словами — неодинаковыми. Корявый почерк у дислексиков не связан с нарушением мелкой моторики. При расстройствах чтения человеку сложно запомнить, как выглядят буквы, поэтому у него возникают трудности с их начертанием на бумаге.
Какие заболевания похожи на дислексию?
Болезнь дислексия имеет схожие симптомы с дисграфией — нарушением письма, сопровождающимся заменой букв и слогов в словах, несоблюдением правил раздельного написания слов в предложении. Другие расстройства, похожие на дислексию:
- дизорфография — частичное расстройство письма, связанное с неспособностью человека овладеть правилами орфографии;
- дискалькулия — трудности с пониманием числовых понятий, выполнением арифметических операций, решением математических задач;
- афазия — расстройство речи, возникающее вследствие повреждения участков мозга, отвечающих за речевые функции, и сопровождающееся трудностями с произнесением слов и формированием предложений;
- дизартрия — проблемы с разговорной речью из-за плохой подвижности мышц речевого аппарата.
Нарушение чтения может присутствовать в чистом виде, а также сопровождаться одним или сразу несколькими из перечисленных выше заболеваний. Однако наличие одного расстройства не означает, что у человека обязательно проявятся и другие.
Как диагностируют дислексию?
При появлении симптомов нарушения чтения следует записаться на консультацию невролога. Врач изучит анамнез (перенесенные вирусные и нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, психические расстройства, сосудистые патологии) и проанализирует жалобы пациента, а также поинтересуется, есть ли среди его близких родственников дислексики.
Лабораторных анализов и аппаратных исследований, позволяющих выявить нарушение чтения, не существует. Для постановки диагноза «дислексия» используются тесты на проверку навыков устного чтения, понимания прочитанного, способности строить содержательные фразы, написания под диктовку.
При наличии подозрений на заболевания головного мозга, способных вызвать нарушение чтения, невролог может назначить пациенту МРТ или КТ головы. Для исключения психических расстройств может понадобиться помощь психотерапевта.
В каком возрасте ставят диагноз «дислексия» детям?
Диагноз «дислексия» ставится обычно детям после семи лет (во втором-третьем классах). Чтение — навык, который развивается постепенно. Перед школой и в первом классе дети только начинают его осваивать и могут столкнуться с временными трудностями.
Во втором-третьем классах большинство детей демонстрирует более четкие и стабильные навыки чтения и письма. Сохранение в данном возрасте проблем с распознаванием и пониманием написанного является поводом проверить ребенка на дислексию.
Как лечится дислексия?
Полностью дислексия не лечится, однако расстройство можно контролировать с помощью специальных учебных методик. Обучать дислексиков чтению рекомендуется по учебникам, в которых текст напечатан крупными разноцветными буквами для облегчения восприятия. В школьных программах для дислексиков на освоение новой информации должно выделяться больше времени, чем для детей без нарушения чтения.
Для тренировки восприятия текста на слух следует практиковать прослушивание аудиокниг. Также коррекция дислексии требует постоянного пополнения словарного запаса. С дислексиком нужно учить новые слова, параллельно разделяя их на звуки и буквы и проговаривая значения каждого из них. Для профилактики дисграфии, которой может сопровождаться дислексия, рекомендуется использовать тренажеры для письма и регулярно писать диктанты.
Медикаментозного лечения дислексии не существует. Пациентам, у которых расстройство чтения сопровождается депрессией или СДВГ, врач может прописать ингибиторы обратного захвата серотонина, при повышенной тревожности — анксиолитики, при расстройствах сна — снотворные. Однако специфические фармакологические препараты не входят в протокол лечения нарушений чтения.
Какие способы лечения дислексии в домашних условиях?
Занятия с детьми в домашних условиях повышают шансы на успех при лечении дислексии. Родителям следует ежедневно читать с ребенком вслух, а затем просить его пересказывать прочитанное. Также можно выделять по 20 минут на написание слов и предложений под диктовку. Для предотвращения депрессии у ребенка, страха перед тетрадями и книгами важно оказывать ему психологическую поддержку и хвалить за успехи. Регулярное чтение и письмо (не менее 30-40 минут ежедневно) являются методами коррекции дислексии и у взрослых.
Как развивать интеллектуальные способности ребенка?
Для развития интеллектуальных способностей ребенка рекомендуется использовать настольные игры на запоминание слов или изображений, планирование и разработку стратегии. Разгадывание головоломок, кроссвордов, судоку также стимулирует когнитивные функции.
Как правильно учить ребенка читать?
Обучение чтению следует начинать тогда, когда ребенок сможет концентрироваться на одном занятии 10-15 минут и дольше. Советы, которые помогут быстро научить ребенка читать:
- Не учите буквы так, как они называются в алфавите — помогите запомнить звук, который обозначает буква.
- Начните составлять слоги из двух звуков. Покажите ребенку парные слоги, в которых один гласный звук стоит до и после согласного (ан-на, ам-ма).
- Далее переходите к чтению слогов, состоящих из одного гласного звука с разными согласными (но, мо, ро, бо) и наоборот (но, на, ну, не).
- Начните составлять слова из трех букв. К слогам из согласного и гласного добавляйте еще один согласный, читая парами (ко-кот, ча-чай, ро-рот).
- Переходите к чтению слов, состоящих из двух (зи-ма, ка-ша, ле-то) и трех слогов (мо-ло-ко, ма-ши-на, ко-ле-со). Слова следует выбирать простые и понятные для ребенка, которые он ежедневно слышит и употребляет в быту.
Отучить ребенка делать паузы между слогами можно, объяснив ему, что все звуки в словах «крепко держатся за руки», поэтому произносить их нужно вместе и быстро. Перейдя от чтения по слогах к чтению словами, ребенок начнет понимать смысл написанного.
Что нужно знать ребенку перед школой?
Перед школой ребенку нужно знать свои фамилию, имя, отчество, адрес проживания и дату рождения. Ребенок должен называть фамилии, имена и профессии родителей, различать дни недели, месяцы, времена года и погодные явления, знать цвета и геометрические фигуры. Дополнительные навыки, которыми желательно обладать дошкольникам:
- разговаривать содержательными фразами;
- четко произносить все звуки;
- устно описывать изображения, которые видят;
- слушать, понимать и пересказывать короткие истории;
- декламировать ранее выученные стихи, рассказывать любимые сказки;
- вырезать ножницами по контуру;
- раскрашивать картинки;
- держать ручку и иметь базовые навыки письма;
- считать до 10 и в обратном порядке.
Не все дети могут иметь перед школой перечисленные навыки. Родителям следует помнить, что способности и темпы развития у всех детей разные. Важно поддерживать ребенка, хвалить за прогресс и усилия, даже если результаты не идеальны. Позитивное подкрепление способствует повышению самооценки и мотивации.
У нашего блога есть собственные каналы в телеграме и вайбере в которых мы рассказываем полезные и интересные вещи про здоровье. Подписывайтесь, чтобы сделать заботу о собственном здоровье и здоровье семьи комфортной и легкой.
Детская неврология в Детском отделении в Полтаве
Популярные вопросы
Дизартрия — утрата способности к членораздельной речи из-за ослабления мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, челюсти и лица. Расстройство может стать следствием поражения мозжечка (части головного мозга, контролирующей движение мышц) и нервно-мышечных соединений речевого аппарата. При дизартрии нарушается не только произношение звуков, но и голос, интонация, темп и ритм речи. Пациент с дизартрией может распознавать написанные буквы и услышанные звуки, однако не способен четко их произносить по причине ограниченной подвижности мышц, участвующих в артикуляции. У дислексиков сохраняется четкость речи и контроль над произношением, но они путают буквы и звуки в связи с неспособностью правильно их декодировать.
Дислексия и дисграфия — два разных неврологических расстройства. При дислексии человек испытывает трудности с распознаванием букв и звуков во время чтения, из-за чего не может понять сути прочитанного. Дисграфия является нарушением письма, при котором человек путает похожие по начертанию буквы, изменяет порядок слогов в словах, не соблюдает пробелы между словами. Нарушение чтения и письма редко встречаются в чистом виде, поскольку трудности с декодированием слов могут приводить к ошибкам при письме, а проблемы с написанием текста могут усложнять процесс его чтения. Поэтому дисграфия и дислексия у многих взрослых и детей диагностируются одновременно.
Одной из возможных причин дислексии является наследственность. С нарушениями чтения сталкиваются 40-60% детей, у которых один из родителей имеет диагноз «дислексия».
Согласно постановлению Кабинета министров Украины от 2018 года, дети с дислексией отнесены к категории лиц с особыми образовательными потребностями. Они могут учиться в обычных школах в классах, где есть ассистент педагога, оказывающий помощь в учебном процессе. Школьная программа должна корректироваться с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, предоставляя ему больше времени на изучение каждой темы.
Нарушение чтения и аутизм не являются тождественными понятиями. Расстройство аутического спектра сопровождается трудностями в коммуникации, наличием у пациента ограниченных интересов и повторяющихся действий. Люди с аутизмом и дислексией могут сталкиваться с проблемами при обучении, но по разным причинам. Аутистам сложно учиться из-за отсутствия желания общаться с окружающими людьми и выполнять задачи, не входящие в круг их интересов. У дислексиков основная трудность заключается в неспособности правильно понимать (декодировать) и интерпретировать прочитанное.