Как узнать, что у вашего ребенка расстройство аутистического спектра?
Что такое расстройство аутистического спектра?
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это группа нейроразвивающихся патологий, связанных с нарушением развития головного мозга. Люди с аутизмом обычно испытывают трудности в вербальном и невербальном общении, социальном взаимодействии, досуге или игровой деятельности. Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма является второе апреля.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, аутизм поражает примерно одного ребенка из сорока четырех в возрасте до восьми лет. У мальчиков болезнь диагностируют в четыре раза чаще, чем у девочек.
Аутизм и расстройство аутистического спектра — в чем разница?
Разница между РАС и аутизмом заключается в том, что расстройство аутистического спектра является сборным понятием, которое включает аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и неуточненную форму общего расстройства развития. Аутизм – это наиболее распространенный вид РАС. Также на данный момент ASD Asperger больше не является отдельным диагнозом и определяется как легкая форма аутизма.
            Задайте свой вопрос Семейной медицине «ОН Клиник»
        
                Какие причины расстройств аутистического спектра у детей?
Точная причина аутизма не установлена. Ученые считают, что аутизм возникает из-за комбинации генетических мутаций и воздействия факторов окружающей среды. Факторы, которые увеличивают риск развития РАС:
- мужской пол;
 - наличие аутизма у родителей, братьев или сестер;
 - рождение ребенка в возрасте до 26 недель;
 - низкий вес при рождении;
 - осложнения во время родов;
 - рождение ребенка родителями старше 35 лет.
 
Использование вальпроевой кислоты или талидомида матерью во время беременности повышает риск РАС у ребенка. В группе высокого риска находятся дети, имеющие синдром ломкой Х-хромосомы (вызывает интеллектуальные проблемы), туберозный склероз (приводит к развитию в мозге доброкачественных опухолей) и синдром Ретта (характеризуется нарушением умственного развития).
Аутизм — это генетическое заболевание?
Аутизм может передаваться по наследству. Болезнь может быть связана с синдромами ломкой Х-хромосомы или Ретта, а также наличием генных мутаций, которые влияют на развитие головного мозга или взаимодействие нейронов. Однако не все мутации наследуются от родителей, некоторые – развиваются спонтанно.
Количество хромосом у аутиста не отличается от здорового человека и составляет 46. По статистике, конкретную генетическую причину аутизма удалось установить только в 10-20% зарегистрированных случаев.
Подвержены ли братья и сестры риску развития РАС?
Аутизм может передаться ребенку от матери или отца. Поэтому при наличии одного ребенка с расстройством аутистического спектра риск аутизма у его брата или сестры на 20% выше, чем у обычного ребенка. Если РАС диагностировали у двух детей в семье, вероятность развития болезни у третьего – выше на 32%.
Вызывают ли вакцины аутизм?
Достоверные научные исследования, которые бы подтверждали связь между вакцинацией и аутизмом, отсутствуют. Вакцины проходят строгие проверки безопасности прежде, чем становятся доступными для использования. Отказ от вакцинации делает ребенка более уязвимым к инфекционным заболеваниям (в том числе кори, коклюша, оспе, гепатиту), которые могут вызвать тяжелые осложнения или привести к смерти.
Каким бывает аутизм?
Выделяют несколько форм аутизма в зависимости от особенностей проявления признаков РАС.
|   			 Виды аутизма  |   		|
|   			 Тип  |   			  			 Характеристика  |   		
|   			 Высокофункциональный аутизм (синдром Аспергера) 
  |   			  			 Легкая форма аутизма, при которой интеллектуальные способности находятся в пределах нормы или выше, с менее выраженными нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. Люди с высокофункциональным аутизмом могут достигать значительных успехов в учебе и карьере.  |   		
|   			 Ранний детский аутизм (синдром Каннера)  |   			  			 Характеризуется серьезными нарушениями в социальном взаимодействии, коммуникации и поведенческих паттернах (шаблонах). Является более выраженной формой аутизма.  |   		
|   			 Приобретенный аутизм  |   			  			 Диагностируется, когда ребенок развивается нормально в раннем детстве, но затем внезапно теряет ранее приобретенные навыки общения, социального взаимодействия и поведения. Первые признаки аутизма могут появиться у подростков или взрослых людей.  |   		
|   			 Невербальный аутизм 
  |   			  			 Вид аутизма, при котором нарушены вербальные коммуникативные навыки. Дети могут не использовать речь или использовать ограниченно, полагаясь на альтернативные методы общения (например, жесты).  |   		
|   			 Атипичный аутизм  |   			  			 Диагностируется, когда у детей признаки аутизма присутствуют, но не полностью соответствуют критериям детского аутизма. Симптомы могут быть менее выраженными или проявляться в неполной форме.  |   		
Какие симптомы расстройства аутистического спектра у детей?
Аутизм у детей проявляется по-разному, вызывая трудности в социальном взаимодействии, поведении и коммуникации. Определить аутизм у ребенка самостоятельно сложно, поскольку все случаи РАС уникальны и имеют различные проявления.
|   			 Признаки аутизма у младенцев по возрасту  |   		|
|   			 Возраст  |   			  			 Проявления аутизма  |   		
|   			 До полугода  |   			  			 Непоследовательные реакции, отсутствие зрительного контакта  |   		
|   			 Шесть месяцев  |   			  			 Отсутствие улыбок, проявлений радостных и теплых эмоций  |   		
|   			 Девять месяцев  |   			  			 Ребенок не издает никаких звуков, не улыбается, выражение лица остается практически неизменным  |   		
|   			 Один год  |   			  			 Отсутствие реакции на игры (например, «ку-ку») и игрушки, ребенок не лепечет, не использует никакие жесты (например, не машет рукой)  |   		
|   			 Полтора года  |   			  			 Ребенок не произносит ни слова  |   		
|   			 Два года  |   			  			 Неспособность произнести ни одной осмысленной фразы более чем из двух слов (не считая повторений или подражаний)  |   		
С возрастом у ребенка появляются дополнительные симптомы, связанные с коммуникацией и социальным взаимодействием. При РАС ребенок:
- не реагирует и не откликается на свое имя;
 - отказывается от объятий и общения;
 - предпочитает находиться и играть в одиночестве;
 - не поддерживает зрительный контакт;
 - не проявляет эмоций;
 - постоянно молчит или говорит плохо, ограничиваясь несколькими фразами;
 - не принимает участие в коммуникации;
 - не понимает простых указаний или вопросов;
 - имеет трудности с распознаванием невербальных сигналов (например, тона голоса, выражения лица);
 - не понимает чувств и эмоций других людей;
 - является пассивным или агрессивным;
 - регулярно выполняет повторяющиеся движения (например, размахивает руками);
 - имеет проблемы с координацией или странные модели движений (например, неуклюжесть);
 - избыточно чувствителен к свету, запаху, звукам;
 - выполняет действия, которые вредят здоровью (например, кусает руки, бьется головой об стену);
 - имеет пищевые предпочтения (например, отказывается от продуктов определенного цвета или текстуры).
 
 
Симптомы аутизма
В некоторых случаях аутизм сопровождается дислексией. Дислексия — это специфическое нарушение обучения, характеризующееся трудностями в чтении, распознавании слов и понимании текста, несмотря на нормальный интеллект.
При выявлении первых признаков аутизма у ребенка необходима консультация педиатра. Врач проанализирует симптомы, проведет тесты, задаст вопросы родителем, в случае выявления аутизма – даст рекомендации для построения коммуникации и обучения ребенка, а также назначит медикаментозные средства при необходимости.
Как выглядят дети с аутизмом?
Внешние признаки аутизма, по которым можно было бы выявить заболевание, обычно отсутствуют, поскольку РАС влияет на поведенческие и коммуникативные навыки. Дети с аутизмом часто выглядят как обычные дети, так как аутизм не связан с физическими особенностями или изменениями во внешности. На наличие у ребенка аутизма могут указывать стимы – регулярно повторяющиеся действия (например, тряска, мычание, прыжки).
Также существуют некоторые косвенные признаки аутизма, которые могут включать недостаточный зрительный контакт, отсутствие выражений или эмоций, соответствующих ситуации, и ограниченную мимическую реакцию. Например, ребенок с аутизмом может не показывать выражения радости или огорчения в ответ на социальные стимулы (например, улыбку, подарок, оскорбление), что может проявляться в относительно нейтральном или неподвижном выражении лица.
Как спят дети с аутизмом?
Дети с аутизмом могут спать беспокойно, сталкиваться со сложностями в установлении и поддержании нормального режима сна, пробуждениями ночью. При расстройстве аутистического спектра проблемы со сном могут возникать из-за нарушений в сенсорной интеграции и регуляции нервной системы. Дети с РАС могут быть более чувствительными к окружающим стимулам: свету, шуму или текстуре постельного белья, что может мешать их способности расслабляться и быстро засыпать.
Когда начинают говорить дети с аутизмом?
Исследования показывают, что около 40% детей с синдромом РАС не говорят вовсе, примерно 25%–30% – начинают говорить несколько слов в возрасте от 12 до 18 месяцев, а затем перестают разговаривать. Некоторые дети с аутизмом говорят первые слова в два-три года или позже.
Ребенок-аутист может начинать говорить позже из-за нарушений в развитии коммуникации и социальных взаимодействий. Аутизм часто сопровождается трудностями в понимании и использовании языка. Дети могут иметь проблемы с восприятием невербальных сигналов (мимики и жестов), что также влияет на их способность учиться общению.
Смотрят ли дети с аутизмом мультики?
Дети с расстройствами аутистического спектра могут смотреть мультики, но их предпочтения и реакции на мультфильмы могут быть различными. Они могут проявлять особый интерес к определенным темам, стилям анимации или повторяющимся сюжетам. Для детей с РАС мультфильмы могут служить источником удовольствия и образовательного контента, а также способом расслабления и снятия стресса.
Однако из-за сенсорных особенностей и трудностей с восприятием, некоторые дети с аутизмом могут быть чувствительны к ярким цветам, громким звукам или быстро меняющимся изображениям в мультфильмах. Из-за указанных особенностей может возникнуть потребность в адаптации содержания и формата мультфильмов, чтобы они были комфортны для ребенка.
Когда следует обратиться к врачу с подозрением на аутизм?
Понять, что у ребенка аутизм, помогут поведенческие признаки. Обычно симптомы, указывающие на то, что ребенок аутист, возникают в возрасте полутора-трех лет. Некоторые признаки родители могут заметить раньше (например, на РАС может указывать отсутствие произношения звуков по достижению девятимесячного возраста).
Как диагностируется расстройство аутистического спектра?
Диагностировать РАС у ребенка поможет педиатр, детский психиатр или психолог. Методы диагностики аутизма у ребенка:
- наблюдение за развитием и поведением ребенка. Родители наблюдают за ребенком в естественной среде, что позволяет выявить ранние признаки аутизма (например, трудности в социальном взаимодействии, нарушенную коммуникацию и повторяющееся поведение);
 - скрининг развития. Врач использует анкеты и опросники, чтобы быстро оценить развитие ребенка и выявить потенциальные признаки аутизма;
 - структурированный тест на аутизм. Специально разработанные тесты, в том числе ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule), позволяют проводить стандартизированное обследование и наблюдать за поведением ребенка в контролируемых условиях. Указанные тесты помогают выявить специфические симптомы аутизма и получить объективные данные для диагностики;
 - генетическое тестирование. Помогает исключить или подтвердить наличие генетических мутаций (например, синдромов Ретта или ломкой Х-хромосомы).
 
Также врач может проводить тесты, направленные на оценку слуха, речи, выявление социальных и поведенческих проблем. Например, тесты на слух помогают исключить проблемы с восприятием звуков как причину нарушений в коммуникации и диагностировать ложный аутизм.
Может ли аутизм быть диагностирован у взрослых?
По статистике, аутизм у взрослых выявляют примерно у 2% населения. Признаки болезни РАС во взрослом возрасте:
- избыточная тревожность в социальных ситуациях;
 - сложности в поиске друзей и построении отношений;
 - избегание общения с незнакомыми людьми, коллегами и друзьями;
 - неспособность понять чувства других людей или выразить свои;
 - грубое или резкое отношение к другим людям;
 - избегание зрительного контакта;
 - потребность в четком соблюдении распорядка дня.
 
При подозрении на РАС необходимо обратиться к психиатру или психологу. Врач проанализирует симптомы, задаст вопросы о социальном взаимодействии и трудностях с коммуникацией, попросит пройти тесты на аутизм у взрослых.
Как лечат расстройство аутистического спектра?
При выявлении РАС у ребенка врач обучает родителей особенностям взаимодействия, коммуникации и обучения детей с аутизмом. Доктор может посоветовать книги или видео-материалы, которые помогут узнать больше про аутизм в доступной форме.
Социальная помощь при аутизме направлена на улучшение социальных навыков, коммуникации и самостоятельности, а также на облегчение интеграции в учебные заведения и рабочие коллективы. Методы лечения, которые применяются при аутизме:
- поведенческая терапия. Помогает в управлении поведением и развитии необходимых навыков, заключается в работе над поощрением желаемого поведения и уменьшением проблемного поведения;
 - семейная терапия. Направлена на обучение родителей стратегиям эффективного общения и поддержки, помогает справляться с эмоциональными трудностями и снижает уровень стресса, связанного с воспитанием ребенка с аутизмом;
 - трудотерапия. Помогает обучить ребенка выполнять повседневные задачи (например, принимать ванну), управлять временем, организовывать пространство, повышая независимость и качество жизни;
 - помощь логопеда. Логопеды работают над развитием речевых и языковых навыков, что может включать обучение артикуляции, улучшение понимания и использования языка, развитие коммуникативных навыков и обучение невербальной коммуникации;
 - физиотерапия. Помогает развивать крупную и мелкую моторику, улучшая координацию движений, равновесие и общую физическую активность. Детям с аутизмом могут быть показаны упражнения для улучшения гибкости и силы.
 
Высокоструктурированные индивидуальные программы развития помогают детям при аутизме благодаря четкой организации и предсказуемости. Указанные программы включают тщательно разработанные расписания, конкретные цели и четкие инструкции, что способствует уменьшению тревожности и стрессов, связанных с непредсказуемостью окружающей среды. Подобная структура помогает детям лучше сосредоточиться на обучении, развивать социальные и коммуникативные навыки, а также усваивать новые знания.
Коррекционно-развивающая программа для детей с аутизмом направлена на улучшение социальных навыков, коммуникации и поведения. Программы включают адаптированные методы обучения и терапии, которые помогают ребенку развивать навыки взаимодействия, понимания социальных норм и выполнения повседневных задач.
Сенсорные игры для детей с аутизмом важны, поскольку помогают развивать моторные навыки, улучшают внимание и способствуют эмоциональной регуляции. Игры для детей с аутизмом включают активности, которые стимулируют различные органы чувств (например, тактильные игры с песком или водой).
Игрушки для детей с аутизмом должны способствовать развитию сенсорных, моторных и социальных навыков. Полезными являются текстурированные мячики, игрушки с различными формами и цветами, сенсорные коврики, конструкторы и кубики, настольные игры с простыми правилами и игрушки для ролевых игр.
Ограничительные диеты при аутизме могут привести к дефициту питательных веществ. Безглютеновая диета для детей с аутизмом обычно не нужна, рацион нужно включить овощи, фрукты, цельнозерновые продукты, полезные жиры (например, красную рыбу).
Можно ли вылечить аутизм?
Аутизм не лечится, поскольку является нейроразвивающимся расстройством, которое связано с особенностями функционирования мозга и нервной системы. Хотя существуют эффективные подходы для управления симптомами и поддержки развития навыков, они направлены на помощь в адаптации и улучшении качества жизни, а не на полное излечение.
Может ли ребенок «перерасти» аутизм?
Аутизм не проходит с возрастом, его нельзя «перерасти» в традиционном смысле. Однако многие люди с РАС достигают значительного прогресса в развитии навыков и адаптации. Взрослые с аутизмом могут демонстрировать значительные улучшения в социальной адаптации и профессиональных навыках, но основные характеристики расстройства сохраняются на протяжении всей жизни.
Какая группа инвалидности при аутизме?
При аутизме взрослым могут дать инвалидность, однако решение принимается медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) в зависимости от симптомов и способности человека к самообслуживанию. Решение об установлении группы инвалидности ребенку при детском аутизме принимается врачебно-консультативными комиссиями (ВКК).
Как общаться с ребенком с аутизмом?
При коммуникации с ребенком-аутистом нужно использовать простые и понятные фразы, формулировать просьбы и замечания конкретно. Важно избегать использования абстрактных понятий, метафор или многозначных выражений. Другие рекомендации для общения с детьми с аутизмом:
- Используйте визуальные подсказки. Карточки с изображениями или графики могут помочь ребенку в понимании инструкций. Использование наглядного расписания (например, магнитного календаря) для планирования дня помогает создать структуру и облегчить ориентацию в повседневной жизни.
 - Будьте терпеливы. Дайте ребенку достаточно времени для обработки информации и формирования ответа, не торопите его и избегайте давления.
 - Регулярно повторяйте информацию, особенно если ребенок сталкивается с трудностями в понимании. Повторение помогает укрепить усвоение новых знаний и навыков. Например, если вы обучаете ребенка новым правилам, повторяйте их в разных контекстах, чтобы они стали более понятными и привычными.
 - Обратите внимание на невербальные сигналы. Ребенок может использовать жесты, мимику, чтобы выразить свои потребности или чувства.
 - Обеспечьте тихую и упорядоченную обстановку для общения. Снижение уровня шума и отвлекающих факторов помогает ребенку сосредоточиться на взаимодействии и облегчает восприятие информации. Используйте мягкий и спокойный тон голоса.
 - Хвалите и поощряйте ребенка за успешные попытки общения и положительные изменения в поведении. Похвала помогает мотивировать ребенка и усиливает его желание взаимодействовать и развивать навыки.
 - Будьте последовательными. Постоянство в подходе и методах общения способствует лучшему пониманию и предсказуемости. Использование одинаковых фраз, жестов и визуальных подсказок помогает ребенку быстрее адаптироваться и эффективно реагировать на инструкции.
 
Родителям и близким людям важно работать над эмпатией и пониманием. Необходимо признавать достижения и пытаться понять трудности ребенка в коммуникации, чтобы наладить более тесный контакт и создать поддерживающую среду для общения.
Как помочь ребенку с аутизмом?
При РАС важно создать структурированный режим дня, наличие расписания поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и снизит уровень стресса. Другие рекомендации для родителей при наличии аутизма у детей:
- Разработайте индивидуальный план обучения и поддержки, который учитывает особенности и потребности ребенка. Использование адаптированных образовательных методов и материалов может помочь в развитии навыков и улучшении обучения.
 - Работайте над развитием речевых и языковых навыков при помощи логопеда. Если вербальная коммуникация затруднена, рассмотрите использование альтернативных и дополнительных коммуникационных методов: жестов, электронных устройств.
 - Помогите ребенку развивать социальные навыки через специально разработанные программы и тренировки. Социальные истории и ролевые игры могут помочь в понимании социальных норм и взаимодействии с другими людьми.
 - Обеспечьте ребенку безопасное и поддерживающее окружение дома, в детском саду и школе. Важно уделять внимание сенсорным потребностям ребенка и адаптировать пространство для минимизации раздражающих факторов.
 - Поддерживайте участие ребенка в различных активностях (например, занятиях спортом или обучению рисованию), которые могут способствовать развитию интересов и социальных навыков.
 
Ребенку с аутизмом может помочь сенсорная терапия, которая позволяет улучшить восприятие различных текстур, звуков и запахов. Арт-терапия и музыкальная терапия стимулируют творческое самовыражение, помогая детям развивать коммуникативные навыки, эмоциональную регуляцию и социальные навыки.
Можно ли жить с аутизмом полноценной жизнью?
Аутисты могут жить полноценной жизнью. Хотя расстройство аутистического спектра может представлять определенные трудности, многие люди с аутизмом достигают значительного успеха в различных сферах жизни. При надлежащей поддержке и адаптированных методах обучения аутисты могут развивать навыки, строить отношения и карьеру, вести активный образ жизни.
Сколько живут люди с аутизмом?
По статистике, в 2022 году средняя продолжительность жизни в мире составляла около 72 лет. Аутисты умирают раньше, обычно в возрасте от 39,5 до 58 лет. Сниженная продолжительность жизни при диагнозе РАС может быть связана с хроническим стрессом, сопутствующими заболеваниями (например, иммунными нарушениями или эпилепсией), несчастными случаями (в том числе утоплением).
Возможные осложнения аутизма
Болезнь аутизм часто сопровождается другими физическими и психологическими состояниями. Возможные осложнения при расстройстве аутистического спектра:
- нарушения сна (например, бессонница);
 - расстройства пищевого поведения;
 - астма или аллергии;
 - хронические вирусные инфекции;
 - патологии желудочно-кишечного тракта;
 - воспаление головного мозга;
 - эпилептические припадки;
 - аутоиммунные нарушения;
 - синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
 - повышенная тревожность и депрессия;
 - синдром Туретта;
 - обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
 - дисфункция сенсорной интеграции;
 - шизофрения, биполярное или тревожное расстройство.
 
У людей с аутизмом возникают сложности с социальным взаимодействием и коммуникацией. При расстройстве аутистического спектра возможны проблемы с обучением и трудоустройством, социальная изоляция, неспособность к ведению самостоятельной жизни.
Можно ли предотвратить аутизм?
Предотвратить спектр аутизма невозможно, однако можно уменьшить вероятность рождения ребенка с РАС при помощи снижения факторов риска. Рекомендации для женщин во время беременности:
- регулярные осмотры у гинеколога;
 - умеренная физическая активность;
 - сбалансированное питание;
 - прием назначенных врачом витаминов и добавок;
 - отказ от употребления алкоголя.
 
Перед зачатием женщине важно пройти вакцинацию от инфекционных заболеваний (в том числе от краснухи), поскольку болезни могут негативно повлиять на развитие мозга плода, привести к нарушению нейрогенеза (процесса создания нейронов) и развитию неврологических расстройств, включая синдром аутизма. Также важно отказаться от приема любых лекарственных препаратов во время беременности (пить таблетки можно только после уточнения их безопасности у гинеколога).
У нашего блога есть собственные каналы в телеграме и вайбере в которых мы рассказываем полезные и интересные вещи про здоровье. Подписывайтесь, чтобы сделать заботу о собственном здоровье и здоровье семьи комфортной и легкой.
Семейная медицина в ОН Клиник Полтава
Другие статьи на тему
Похожие статьи:
Комментарии