Logo
0 800 30 17 33
Іконка PC
Читать: 10 мин

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту
Читать: 10 мин | Создано: 9 июля 2025 | Обновлено: 15 июля 2025 | 1755 1755
«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту
Автор и редактор информационных статей о здоровье, красоте, уходе за детьми, здоровом питании.
Билеты на концерты хора «Гомин» в городах Украины раскупают мгновенно — в залах полный SOLD OUT на ближайшие несколько месяцев. Несмотря на плотный график выступлений, Вадим Яценко нашел время пообщаться с редакцией «Блога ОН Клиник» о таланте, пении и том, как сделать так, чтобы ребенок садился за инструмент из интереса, а не по принуждению.

В этом дайджесте читайте большое интервью Вадима Яценко :

1. Научить петь можно каждого человека — варианты есть для всех
2. Каждый профессиональный музыкант любит убеждать, что его инструмент самый сложный
3. Страх сцены и публики проходит с опытом
4. В Украине музыкальное образование доступно детям с раннего возраста — этим нужно пользоваться
1

Научить петь можно каждого человека — варианты есть для всех

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту

Вадим, можно ли научить петь каждого человека? 

Я думаю, что научить можно, но не факт, что будет хорошо получаться. Потому что пение зависит не только от хорошего или плохого голоса: также нужно отталкиваться от наличия у человека музыкального слуха. Расскажу вам историю о своем двоюродном брате. Когда мы в детстве пели, все говорили: «Вадим поет, у него слух, а у тебя голос красивее, но слуха совсем нет». 

Но, опять же, все можно натренировать. Вот, например, я сейчас сяду за фортепиано и сыграю определенную ноту раз, потом в пятый, десятый, двадцатый раз. Человек ее услышал? Можно пробовать что-то делать. 

То есть музыкальный слух — это способность воспроизвести какую-то определенную ноту, правильно?

Музыкальный слух — это способность услышать и воспроизвести ноту на конкретной звуковой высоте. Например, если мы возьмем ряд определенных нот, то каждая из них будет иметь свою высоту звука и ее нужно уметь воспроизвести.

Абсолютный слух — это способность распознавать и воспроизводить любой музыкальный тон, слыша его впервые и без каких-либо внешних ориентиров или сравнения с другой нотой. Человек с абсолютным слухом может воспроизвести ноту «из головы», без помощи звукового эталона.

А как узнать, есть ли у ребенка музыкальный слух, если я сама не имею музыкального образования? Я могу без специальных знаний проверить, есть ли у ребенка способности к музыке?

На самом деле проверить наличие музыкального слуха совершенно просто. Если вы слышите, что ребенок поет мелодию, и узнаете в ней знакомую песню, то у него есть музыкальный слух. Вернемся к истории моего двоюродного брата: он не мог воспроизвести мелодию, хотя голос у него был очень красивый. 

Профессионально музыкальный слух проверяют, когда ребенок впервые приходит в музыкальную школу. Учитель играет какую-то простенькую мелодию из трех нот и просит повторить на слух. Или хлопает в ладоши, и ребенок должен попробовать воспроизвести ритм. 

Все зависит от того, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался. Или даже правильнее сказать, хочет ли ребенок сам заниматься музыкой, а вы ему в этом хотите помочь и приводите в музыкальную школу. 

Кого легче научить петь и играть — взрослого сознательного человека или маленького ребенка? 

Чем раньше начинаешь, тем лучше может быть результат. В принципе это касается не только музыки, но и любой профессии. К музыке и пению должен быть склонность, талант, который определяет педагог в музыкальной школе. 

А что касается возраста, то есть случаи, когда люди начинали заниматься музыкой уже взрослыми и достигали каких-то фантастических вершин. Лучано Паваротти, знаете? Это пример человека, который профессионально стартовал в музыке довольно поздно. Большинство моих знакомых-музыкантов занимаются музыкой с детства. Я вырос в среде, где все играли каждый день.

Лучано Паваротти (1935-2007) — выдающийся итальянский оперный тенор, один из величайших голосов XX века. Известен благодаря непревзойденной чистоте звучания голоса, особенно в самом высоком регистре, что принесло ему прозвище «Король высоких си». Паваротти приобрел мировую славу не только в опере, но и как участник легендарного трио «Три тенора» (вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом), чье выступление на Чемпионате мира по футболу 1990 года имело грандиозный успех. Лучано Паваротти начал заниматься пением профессионально в 19 лет, хотя музыка была частью его жизни еще с детства.

Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу

В одном из интервью вы рассказывали, что ваши родители не связаны с музыкой. Так как же вы оказались в музыкальной школе? Кто вас туда привел? 

Все началось еще в селе, из которого я родом. Пел себе просто что-то, когда был маленьким. Потом были разные сельские праздники в клубе, где я тоже пел. А потом вдруг «ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!». Так я в 6 лет и попал в районную Мироновскую музыкальную школу, параллельно с первым классом общеобразовательной школы. В 9 лет я уже учился в музыкальной школе в Киеве. 

Так вы каждый раз из села ездили в Киев в музыкальную школу?

Нет, я переехал жить в Киев. Это школа-интернат. Есть спортивные школы-интернаты, а есть музыкальные. В девять лет уехал от мамы-папы и жил «на свободных хлебах».

Как родители восприняли ваше увлечение музыкой и тот факт, что такого маленького ребенка нужно было отпустить учиться в другой город? 

Нормально. Я вообще уверен, что они поступили правильно, отдав меня в эту школу. Знаете, как ни крути, мое село — за 100 километров от Киева. Это даже сегодня, в 2025 году, далеко ездить, а в начале 2000-х было еще труднее с доездом. 

На каких инструментах играете, кроме фортепиано? 

Я играю на фортепиано, все. Это единственный мой инструмент. Три аккорда на гитаре могу сыграть, но фортепиано — это тот инструмент, за которым я себя свободно чувствую. 

Интересное по теме:

Мифы о здоровье ребёнка от 0 до 14 лет

Множество мифов о детских болезнях сформировались задолго до развития доказательной медицины, а потом стали передаваться из поколения в поколение. 

Переходный возраст: что происходит с ребенком и как вести себя родителям?

Переходный возраст — период в жизни человека между детством и зрелостью. Переходный период у подростков является уникальным этапом развития и значительных физических, эмоциональных, психологических изменений.

2

Каждый профессиональный музыкант любит убеждать, что его инструмент самый сложный

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту

Говорят, что некоторые инструменты, например, скрипка, очень сложные. Это действительно так? Есть музыкальные инструменты, которые легче или сложнее освоить?

Думаю, если ребенок начинает учиться с детства, то, в принципе, любой инструмент ему дается примерно одинаково, потому что он быстро все схватывает. Вижу это по своему сыну. Ему сейчас 6 лет, и мы с женой отдали его во Львове в такую же школу-интернат, в которой и я учился в Киеве. 

На каком инструменте играет ваш сын?

Мы отдали его на фортепиано и понимаем, что обучение будет положительно влиять на него. Планируем, что он проучится до 4 класса. Точно знаем, что если он закончит эту начальную школу, то будет играть на фортепиано достаточно прилично. А дальше пусть сам решает, нужна ему музыка или нет. В любом случае специализированное начальное музыкальное образование не помешает. 

Сколько времени нужно играть на инструменте каждый день?

Чтобы играть профессионально, нужно прилагать усилия, отдавать себя. В моей школе были такие ребята и девушки, в основном пианисты, скрипачи, которые играли по 8 часов в день — это действительно серьезно. Они отдавали себя музыке полностью. Есть люди, которые по 5-8 часов отдают инструменту, а есть люди, которые этого не делают. 

Все, чем занимается ребенок, должно приносить ему удовольствие: если это не так — то зачем тогда?

Вы с женой — лояльные родители: не планируете заставлять, сколько ребенок хочет, столько пусть и занимается музыкой. Какова на этом этапе главная задача родителей?

Главное — не отбить у ребенка охоту. Сыну сейчас 6, он закончил первый класс, сам сейчас подходит к инструменту, садится, что-то себе играет. Ему нравится. У него есть талант, он понимает, чувствует, как должно быть. А если мы будем его заставлять, насиловать, что из этого выйдет?

Профессионально заниматься музыкой ребенок может захотеть уже в более сознательном возрасте. В переходном возрасте, возможно, и возникнут какие-то моменты, когда придется заставлять. Но сейчас занятия должны быть для удовольствия. 

Интересное по теме:

Как подготовить ребенка к школе после летних каникул?

Для детей лето — это маленькая жизнь, наполненная впечатлениями и эмоциями. И, конечно, им может быть тяжело перестроиться на новый режим. Поэтому подготовку к началу учебного года стоит начинать заранее. 

Как поднять иммунитет ребенку?

Иммунитет — это совокупность защитных механизмов, направленных на борьбу с чужеродными объектами (например, микроорганизмами и токсинами) в организме человека. 

3

Страх сцены и публики проходит с опытом

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту

Вадим, как-то читала, что Квитка Цисик боялась сцены, и поэтому была студийной певицей. Что делать, если у ребенка или взрослого действительно есть страх публичных выступлений? 

Выступление на сцене — это выход из зоны комфорта. Для того, чтобы преодолеть себя, нужно расти, практиковаться. Если говорить о страхе сцены в целом, то он проходит с опытом. Это абсолютно правда — даю вам миллион процентов. 

Квитка Цисик (1953-1998) — американская певица украинского происхождения, известная редким тембром голоса — колоратурным сопрано. Исполняла оперу, джаз, поп, украинский фольклор и рекламные джинглы. Ее альбомы украинских песен, записанные на собственные средства и с большой любовью к своей земле, стали символом культурного наследия диаспоры и проникли в Украину даже несмотря на советскую цензуру.

Когда ты маленький, бывает сложно. В детстве, когда я еще много пел, была одна песня, которую исполнял на районных праздниках, конкурсах. В одном и том же месте песни мне всегда очень сильно хотелось сглотнуть слюну. Но это было абсолютно невозможно, потому что именно в этом месте было много нот, текста. 

Помню, как настраивал себя: вот сейчас выйду, буду петь и просто не буду думать, что мне нужно сглотнуть. Вышел на сцену, пою и в тот момент, когда хотелось сглотнуть, я сильно закашлялся. Я полкуплета простоял и ничего вообще не пел! Но в следующий раз мне удалось и с этого момента все прошло. Еще помню, в детстве, когда пел, постоянно дергал пиджак.

Успокаивались?

Да, это меня успокаивало. Раньше дергал пиджак, а сейчас во время пения могу просто держать руки в карманах. Чем больше опыта, тем лучше. 

В прошлом году мы с женой Настей и коллективом Rock Symphony Orchestra ездили в тур почти на месяц. У нас были залы по 10-15 тысяч человек! В Кракове, в Париже был огромный зал.
Был такой момент: все музыканты оркестра уже сидят на сцене, и последним выхожу я — дирижер. Слышу человеческий гул в зале и понимаю, что сейчас 10 тысяч человек будут следить за нами, а мне нужно руководить оркестром. Но паники ноль: я просто выхожу и работаю, так как другие люди идут на работу. Например, бухгалтер же не нервничает, что ему нужно будет считать, а просто работает. 

Как родителям реагировать на страх ребенка выступать на сцене?

Родителям важно поддерживать детей, говорить, что все нормально. Но есть родственники, которые нагнетают ситуацию словами «ой, почему второе место, а не первое?». Это беда. Задача родителей — не отбить желание у ребенка. Со всем остальным ребенок справится сам — он должен пройти свой путь. 

Есть ли какие-то техники, которые помогают преодолеть страх выступлений и сцены?

Есть, конечно. Но конкретные техники не подскажу, потому что сам их не использую и считаю, что их должны обучать специалисты. 

Чем лучше вы ухаживаете за своим голосом, тем дольше сможете петь

Вы поете, даете много интервью. Как бережете свой голос? Есть какие-то лайфхаки, как «не посадить» голосовые связки, не охрипнуть? 

Честно? Не знаю. Я вообще не вокалист и не пою много лет. 

Но вы руководите хором, у вас есть хористы. Вы им не говорите, чтобы они не прочищали горло покашливанием, кашлянием? Слышала, что это не очень полезно перед пением.

Нельзя перепевать — это знаю точно. Пианист или скрипач могут переиграть руку, а вокалист может перепеть. Это как слишком долго гантелю таскать. 

Сейчас мы поедем в тур — с 1 августа по 24 сентября у нас будет 48 концертов. Это серьезная нагрузка на голосовые аппараты хористов. Голос — основной инструмент вокалиста и за ним нужно следить: чем лучше ты ухаживаешь за голосом, тем дольше сможешь петь. В пении должен быть режим, график занятий. Например, мой хор имеет трехчасовые репетиции в день, но люди не поют все это время.

Что можно пить после пения?

Когда человек много поет, у него нагревается или даже перегревается голосовой аппарат. Поэтому нельзя пить холодную, газированную воду. Лучше пить простую воду комнатной температуры, не горячие чаи — горячие напитки могут раздражать горло и голосовые связки. У каждого профессионального вокалиста есть свои секреты, какие-то специальные таблетки. Вокалисты, особенно оперные, после перепевания практикуют заливки на голосовые связки, которые делает врач — фониатр. Подробнее не расскажу, потому что не делал, но говорят, что процедура не очень приятная.

Интересное по теме:

Как избавиться от ларингита и вернуть голос?

Исследования показывают, что у большинства взрослых людей острый ларингит развивается один раз в два-три года, хронический — возникает хотя бы раз в жизни у каждого пятого человека в мире.

Как понять, что у ребенка депрессия?

У детей, как и у взрослых, может развиться депрессия – психическое расстройство, для которого характерно подавленное настроение и неспособность получать радость и удовольствие. 

Сексуальные угрозы онлайн: как защитить ребенка в Интернете?

Основательница информационно-образовательной общественной организации #stop_ѕехтинг Анастасия Дьякова рассказывает о сексуальных рисках, которые могут угрожать детям в Интернете, как их вовремя распознать, что с ними делать и как их предупредить.

4

В Украине музыкальное образование доступно детям с раннего возраста — этим нужно пользоваться

«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту

Насколько я знаю, набор в музыкальную школу обычно происходит в конце мая или начале июня. Можно ли обратиться в начале учебного года, если ребенок решил изучать музыку?

Не поздно, знаю это по собственному опыту — в прошлом году мы с женой также решили отдать ребенка в десятилетнюю музыкальную школу в последний момент. Сегодня такая ситуация, что в музыкальных школах недобор.

Я считаю, что в Украине неплохое музыкальное образование — бесплатное, с малого возраста, есть хорошие преподаватели. Недавно одна женщина мне рассказывала, что ей не удалось устроить ребенка в музыкальную школу в Германии из-за бюрократии, очередей, стоимости обучения. В Украине другая ситуация — музыкальное образование у нас доступно детям, и этим нужно пользоваться. 

Все фото из личного архива хора «Гомин»

Интересное по теме:

Как улучшить память и концентрацию внимания?

Проблемы с памятью и концентрацией внимания могут испытывать как дети, так и взрослые. Ухудшают способности запоминать и сосредотачиваться высокий уровень стресса, травмы, заболевания и возрастные изменения.

Рейтинг статьи:
5 из 5 (3 голоса)
Оцените статью:
«Ой, какой хороший пацан, давайте его в музыкальную школу!» — Вадим Яценко, дирижер хора «Гомин», о слухе, таланте и о том, как родителям поддержать интерес ребенка к инструменту
Автор и редактор информационных статей о здоровье, красоте, уходе за детьми, здоровом питании.

Похожие статьи:

Комментарии

Записаться на прием
Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Нажимая на кнопку Отправить Вы даете согласие на обработку данных, и соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
Превышен лимит запросов. Попробуйте через 5 мин.