Logo
0 800 30 11 77

Секс-традиции Украины: сексуальные забавы наших предков

Секс-традиции Украины: сексуальные забавы наших предков
Читать: 14 мин | Создано: 7 апреля 2025 | Обновлено: 27 июня 2025 | 7745 7745
На вечерницах пряли-вышивали, пели, гадали — так нам рассказывали в школе. Но на самом деле вечорницы были не такими целомудренными: «игра в притулу» была распространенным секс-развлечением наших предков.

Чем на самом деле занимались парни и девушки на вечерницах?

Вечерницы — традиционные собрания сельской и городской молодежи, которые издавна были распространены на территории Украины. Обычно вечерницы проводились с середины октября, после окончания всех полевых работ и до начала Великого (предпасхального) поста. На вечерницы ходили незамужние девушки и парни, достигшие определенного возраста — как правило 15-16 лет. Они объединялись в общины и выбирали дом, обычно вдовы, одинокой женщины или бездетной пары для проведения встречи. Этнограф Олекса Воропай в книге «Звичаї нашого народу» пишет, что за дом хозяйке или, как когда-то говорили, «паниматке» платили не деньгами, а хлебом, мукой или тканью. Как правило родные братья и сестры ходили на разные вечерницы. Девушки приносили рукоделие (вышивание, прядиво, плетение, шитье) и готовили себе приданое, а парни «создавали атмосферу», развлекая девушек легендами, жуткими сказками, пением, шутками, ухаживанием. 

Прийдіть хлопці, прийдіть хлопці до мене:

глибокая, глибокая у мене,

глибокая криниченька

на подвір’ї у мене.

Одним словом, долгими осенне-зимними вечерами, когда физической работы в доме было мало, а в поле ее не было вообще, молодежь не бездельничала — и о приданом заботилась, и пару себе выбирала. Именно создание удобных условий для выбора супруга и было одной из важнейших функций украинских вечерниц. Вот здесь и начинается самое интересное. 

Более 45% девушек, посещавших вечерницы, теряли девственность до брака, в то время как среди девушек, которые на вечерницы не ходили, показатель составлял только около 24%. Как такое могло случаться в обществе, где девичье целомудрие ценилось на вес золота, а беременность без брака считалась позором семьи?

Физиология, естественное половое влечение, желание удовлетворить похоть одерживали верх над родительскими наставлениями и моральными нормами соблюдения добрачной чистоты — на вечерницах практиковались совместные ночлеги. Ирина Игнатенко, кандидат исторических наук, этнологиня и писательница, в своей книге «Жіноче тіло у традиційній культурі українців» рассказывает, что общие ночевки на вечерницах были распространены на Полтавщине, Слобожанщине, Харьковщине, Полесье. Во время таких ночевок незамужние девушки и теряли девственность, позволяя парням «смочить кончик», то есть «поиграть в притулу».

Что такое «игра в притулу»?

«Игра в притулу» — это древнеукраинская добрачная сексуальная практика, распространенная среди незамужних людей. Суть игры заключалась в интимных ласках, при которых девичья плева сохранялась. Сегодня такие ласки называются петтингом.

Совместные ночевки давали девушкам и парням возможность получить первый интимный опыт брака, познать свою телесность и тело партнера. Об «игре в притулу» известно благодаря этнографу и исследователю фольклора Марку Грушевскому (родственнику историка Михаила Грушевского), который зафиксировал забаву в Киевской области и подробно описал ее в своей книге «Дитина в традиціях і віруваннях українського народу».

Ти постіль постелила

та ще й сама лягла

і своє біле личенько

до мого тулила.

Ночуя на соломе, застеленной рядном, на полу хаты, девушка не только шепталась, обнималась и целовалась с парнем, но и позволяла ему частичное проникновение члена во влагалище — «обмакивание кончика» без разрыва девичьей плевы (дефлорации). Однако нехватка опыта, полное отсутствие полового воспитания и интимного образования могла приводить к тому, что целомудрие таки терялось, а парень эякулировал во влагалище девушки. Поэтому «в притулу» девушки играли обычно с парнями, в чьих чувствах были уверены: при наступлении незапланированной беременности пара женилась.

Не пускає її мати 

вранці до криниці, 

ні жито жать, ні льону брать, 

ні на вечорниці.

Отношение родителей к ночевке на вечерницах было разным. Ирина Игнатенко пишет, что иногда взрослые считали вечерницы источником разврата и потому не пускали на них своих детей. Но также известно, что родители могли и поощрять дочь-сына идти развлекаться: отец давал сыну деньги на гулянье, а мама готовила дочери продукты, которые можно было взять с собой на вечерницы. 

В своей книге Ирина Игнатенко рассказывает, что родительское разрешение на ночевку до брака могло быть попыткой предупредить инцест. Она наводит сведения из Харьковщины, в которых описано, что из-за больших семей и малых жилых площадей, родители и дети спали  на полу рядом друг с другом. Поскольку женились рано, то у 36-летних родителей уже могли быть дети 18 лет, поэтому спание зимой всем вместе друг возле друга могло вызвать возбуждение. Совместное ночевание молодежи на вечерницах практиковалось не всюду, например, о таких традициях на Правобережной Украине неизвестно ничего.

Что означает давняя сексуальная украинская традиция «горька»?

В сети можно встретить материалы, в которых описывают обычай «горька», распространенный на Волыни, в селе Нуйно. Несколько ресурсов даже называют «горьку» групповым сексом. Мы попытались исследовать этот обычай, чтобы подтвердить или опровергнуть отождествление «горки» с групповым сексом. 

Впервые о традиции стало известно благодаря общественному деятелю Марку Луцкевичу, который более 100 лет назад, в 1913 году, рассказал о нем в 12 номере «Літературно-наукового вісника» — печатном издании, которое выходило под редактурой Михаила Грушевского и принадлежало Научному обществу им.Т.Шевченко. 

Суть «горки» заключалась в том, что молодежь сходилась на посиделки и летом, и зимой и оставалась на ночлег, ложась парами на специально обустроенных нарах. Главной особенностью «горки» была ее гласность, проще говоря, все знали, кто с кем ночью «спал». Если в результате «горки» девушка беременна, это стыдом в деревне не считалось, ведь все знали, где и с кем она была, а пара в дальнейшем женилась. Парадокс, но добрачный ребенок, зачатый не во время «горки», таки был позором.

Обычай практиковался примерно до 1950 года и отошел в прошлое отчасти стараниями советской милиции, которая боялась, что на «горке» собираются антисоветские или националистические элементы, а потэому регулярно проводила беседы с крестьянами. 

Прийшов до ней верховинець:

Верховинко, дай ми вінець...

Я би-м тобі вінець дала, 

би-м ся зради не бояла...

По воспоминаниям жительниц села Нуйно, Марии Лицевич и Марии Лесник, возраст которых на момент публикации интервью в 2017 году был более 85 лет, и они, и их родители до бракосочетания ходили на «горку», говоря дома: «Иду на нич». Более того, за парня, который не ходил на «горку», девушки и замуж не хотели выходить. При этом обе жительницы утверждают, что большого количества байстрюков (детей, рожденных до бракосочетания) в селе не было. То есть из их слов можно заключить, что принцип «гласности» действительно работал — при добрачной беременности пары женились и дети не рожались без отцов. 

«Горка» была через каждый один-два дома — где было место, там ее и организовывали. Кстати, если компания не принимала парня или девушку на посиделки или выгоняла, это было стыдом.А вот подтверждение, что на горке был групповой секс, мы не нашли, поэтому не можем разделять такие высказывания других украинских медиа.

Что такое секеляние (трение, терка)?

Секеляние — это трение (терка) одного обнаженного тела к другому для удовольствия, своеобразная мастурбация. Терлись друг о друга не только молодые люди, но и подростки и даже дети. Уже известный нам Марко Грушевский в своем труде рассказывает, что с секелянием не особо прятались — оно считался детской забавой и методом самопознания. Однако, по словам Грушевского, этнографических материалов по теме секеляния собрано мало — люди стеснялись рассказывать. Цитируем фрагмент, который мы нашли в работе автора:

Оця Марійка та наша Хівринка, то соромно було й навернуться у повітку: все там вони любили собі вони гратися. Позаголюються обидві та повзають одне на одному…Що то воно за химерія у дітей буває?! Та воно усі діти отакі бувають, що пустують собі.

Труд Грушевского привел в порядок фольклорист, публицист и общественный деятель Зенон Кузеля. Издание в двух томах вышло в 1906-1907 годах в Научном обществе им.Т. Шевченко.

Как защищались от нежелательной беременности наши прапрапрабабушки?

В традиционной украинской культуре вопрос предотвращения нежелательной беременности оставался табуированным, но женщины искали собственные способы защиты, даже если они не были эффективными или безопасными с современной точки зрения. Прерванный половой акт считался грехом. Современных средств контрацепции не было. Даже презервативы из овечьих кишок, известные в Европе еще с XVI в., в Украине практически не использовались. О средствах предотвращения беременности не говорили открыто — это считалось стыдом. Чтобы безопасно заниматься сексом, девушки и женщины обращались к «знахаркам».

Правда, кози та вівці стають од того кітні, але людям помагає ворожка. Марічка не боялась нічого. За поясом, на голім тілі, вона носила часник, над яким пошептала ворожка, їй ніщо тепер не зашкодить.

Тіні забутих предків, М.Коцюбинський

Во многих случаях избегание беременности не планировалось заранее. Если зачатие все же произошло, женщины могли прибегнуть к примитивным абортивным практикам: тяжелый физический труд (ношение воды, подъем бочонков), прыжки из печи, употребление определенных травяных отваров и настойок. Большинство методов не было безопасным и нередко становилось причиной осложнений или даже смерти девушки. Но родившийся вне брака ребенок был позором, поэтому девушки рисковали и прибегали к этим методам даже ценой собственной жизни.

Ой, ви сусіди, пийте-гуляйте,

де ходять двоє не розлучайте...

Їхня розлука — ваша причина,

а у дівчини мала дитина.

Иногда «клиентками» гадалок и знахарок становились и замужние женщины, беременные от законного мужа. Из-за отсутствия средств контрацепции, сексуального образования, образования и знаний о физиологии в целом (люди преимущественно были безграмотны), в семьях могло быть 6-12 детей. У женщины физически не хватало времени всех присмотреть, накормить. Недостаток денег или продуктов тоже мог быть основанием не доводить до появления в доме «лишнего рта». Поэтому замужние женщины также искали способов оттянуть новую беременность или избавиться от беременности, которая уже была. 

Чтобы оттянуть беременность, пытались долго кормить детей грудью — считалось, что во время лактации забеременеть невозможно. Или обрабатывая разделение (край) рубашки, не вязали узлов — верили, что после этого и ребенок «не завяжется». Также бытовало мнение, что беременность не наступит, если женщина будет заниматься сексом на боку или после полового акта ляжет на живот. 

Иногда методы прерывания беременности были иррациональными и имели «магическую» составляющую, в которую верили наши прабабушки. Например, чтобы произошел выкидыш, женщина могла есть с шерстью еловой коровы или овцы. Также могли перетаскивать живот веревками, мять его. Ирина Игнатенко также приводит сведения о выкручивании плода веретеном. В общем, к «абортам» прибегали редко и только в крайних случаях, ведь поступок считался аморальным. Высокая смертность женщин в результате «абортов» также удерживала от прерывания беременности.

Чем грозила девушке добрачная потеря целомудрия?

Несмотря на существование интимных добрачных «развлечений» молодежи в виде совместных ночевок на вечерницах, девичья девственность высоко ценилась. В традиционной украинской культуре добрачная потеря целомудрия девушкой считалась нарушением моральных норм и имела тяжелые последствия для ее социального положения, репутации и дальнейшей жизни. Добродетель до брака отождествлялась с честью не только девушки, но и всей ее семьи. Утрата девственности без брака становилась стыдом для рода, особенно если факт разглашался.

Встань-встань, єдиначко,

дай-дай ми сердечко, 

дай коням води.

Я не можу встать,

коням води дать,

мати наказала,

щоби вночі не вставала

коней напувать.

Парни искали «честных» невест. Если девушку считали «начатой», ее могли не взять замуж или предлагали «позорный» брак с вдовцом, бедняком. Иногда такая девушка никогда не выходила замуж.

В некоторых регионах девушек, потерявших целомудрие до свадьбы, могли публично высмеять после первой брачной ночи, вывесив на воротах дома чистую белую ткань без следов «девичьей» крови. Интересный обычай подтверждения девственности был у гуцулов — тесть (отец девушки) публично пил водку из специального бокала, который ему подавал зять. Бокалов было два: один обычный, другой с незаметным скрытым отверстием на донышке; после первой брачной ночи зять решал, какой бокал подать тестю при свидетелях. Если отец девушки начинал пить и из донышка бокала текла жидкость, дочь досталась мужчине «пробитой». 

Дячук переймає келих біля самих губів, на радощах обхоплює його цілою долонею — і відпущене рукою молодого дно несподівано проривається тонкою, але безперервною цівкою горілки…

Майже ніколи не навпаки, М.Матіос.

Если жених узнавал об отсутствии целомудрия до свадьбы, он мог расторгнуть брак прямо перед венчанием, что тоже вело к позору. В случаях, когда родители узнавали об отношениях к браку, девушку могли силой выдать замуж, независимо от ее воли, или выгнать из дома, если брак не был возможным.

Выше мы писали, что интимные отношения к браку у пары были, если девушка доверяла парню и была уверена, что после распечатывания он ее не покинет. 

Вона давно вже була Іванкова, ще з тринадцяти літ. Що ж в тому дивного було? Пасучи вівці, бачила часто, як цап перчить козу або баран валує вівці,— все було так просто, природно, відколи світ світом, що жадна нечиста думка не засмітила їй серця.

Тіні забутих предків, М.Коцюбинський

Как украинцы когда-то занимались сексом в браке? 

К сексу в браке наши предки имели интересное отношение. С одной стороны после свадьбы паре наконец-то можно было официально им заниматься и нужно было заниматься, чтобы были дети. С другой стороны, он считался чуть ли не грехом, когда речь шла не о зачатии, а о сексе ради взаимного физического удовлетворения мужа и жены. Такое отношение частично объясняется существенным влиянием церкви, запрещающей половые отношения в период церковных постов, главных религиозных праздников и в определенные дни недели. 

Так ся любили, так ся кохали, 

аж ся перини перевертали.

Еще одним сдерживающим фактором были народные верования в разные предрассудки. Ирина Игнатенко рассказывает, что в старину мужчины не занимались сексом перед охотой, рыбалкой, пахотой или севом, а женщины не брались замешивать хлеб или изготавливать ткань, если в этот день имели секс с мужем. Секс перед дальней дорогой тоже был плохой приметой. 

Возможность побыть наедине молодым супругам выпадала редко, ведь в одном доме жило несколько поколений или несколько семей. Так когда же тогда и где муж и жена занимались любовью, если существовало столько запретов и лишних глаз? Сексом занимались в любом удобном месте, где можно было уединиться — в клуне, на сене, в коморе или в сарае, в лесу, в саду, у реки, на огороде, в высокой траве или гречке (оттуда и выражение «прыгать в гречку»).

Ніколи Василина не бачила, щоби Павло запобігав перед жінкою. Навіть коли вернувся з війни. Не виділа, щоби десь бодай би притиснув у коморі, чи полайдакував би з нею влітку в сіні на стайні.

Майже ніколи не навпаки, М.Матіос

Из-за большого количества людей в доме спали одетыми. Женщины и мужчины почти никогда и не видели друг друга обнаженными. Голое тело считалось чем-то неприличным даже у супругов.

Доцька, хоч має двох дітей, вперше в дотеперішньому своєму житті побачила живий чоловічий страм при світлі, лише доглядаючи потовченого Дмитрика.

Майже ніколи не навпаки, М.Матіос

Если после супружеского секса беременность не наступала, считалось, что между мужем и женой нет настоящей любви и страсти, кто-то из двух несильно любит или «хочет». Бездетных не особо чтили в общине — ходили слухи, что они чем-то не заслужили иметь ребенка, не были богоугодны. Об отсутствии любви между парой говорили и тогда, когда рождался ребенок с умственными или физическими недостатками. Согласно представлениям украинцев того времени врожденные проблемы со здоровьем у ребенка также могли указывать на то, что родители подвергались искушению и имели половые отношения в «запрещенные» дни постов и праздников.

В общем, тему секса этнографам исследовать было трудно, ведь люди стеснялись и не хотели рассказывать. В своей книге «Чоловіче тіло в традиційній культурі українців», Ирина Игнатенко приводит цитату этнографа А.Онищука:

Не буду наводити тут ріжних форм полових зносин мужчин із женщинами, зазначу лиш, що бувають вони так ріжнорідні, як у цілому світі.

Хотя интимная жизнь супругов и ограничивалась большим количеством правил и предрассудков, секс являлся частью полноценной семейной жизни. А если мужчина был неспособен к половым отношениям, то есть имел проблемы с потенцией, женщина могла с ним даже расстаться. Процесс был длительный, сложный, а отсутствие у мужчины эрекции нуждалось в подтверждении врача. Известно о случае в Харьковском уезде, когда родители мужа 17 лет не позволяли невестке расстаться со своим сыном из-за его неспособности зачать ребенка, всячески устрашая женщину. В конце концов Евдокия Петрова из села Шубино получила разрешение на развод, когда эректильнаю дисфункция мужа была доказана больничной управой.

Статья в основном написана на основе фундаментальных трудов Ирины Игнатенко, историкини, которая долгое время исследовала тему сексуальности и телесности, собирая этнографические данные и фольклор о сексе в традиционной украинской культуре. Публикуя этот материал, у нас не было цели дискредитировать или обвинить наших прародителей в разврате. Мы также не высмеиваем религиозные и народные верования, которые регламентировали половую жизнь украинских супругов на протяжении многих веков. Наша цель — ознакомить читателя с интимной частью жизни украинцев 100-200 лет назад, предоставить проверенную и достоверную информацию и показать, что вопрос сексуальности всегда был частью человеческого бытия даже тогда, когда о нем говорили шепотом. 

У нашего блога есть собственные каналы в телеграме и вайбере в которых мы рассказываем полезные и интересные вещи про здоровье. Подписывайтесь, чтобы сделать заботу о собственном здоровье и здоровье семьи комфортной и легкой.

Популярные вопросы

1. Как в древности называли женские и мужские половые органы?

Названия женских и мужских половых органов наши предки маскировали за образами из окружающей среды — растительного или животного мира, предметов быта, музыкальных инструментов. Огурец, перчик, кукуруза, кочан, бык / бугай, рак-неборак, колосок, дуб, рало, стержень, кончик, смычок, кол, палка — так называли мужской половой член. Женские интимные органы называли колодцем, ведерцем, макитрой. 

Проще говоря, интимные части тела обозначали через образы, отражающие их форму и функцию: удлиненные, твердые предметы — для мужчин, емкие, округлые или углубленные — для женщин. О самом половом акте также говорили завуалированно и описывали его метафорами: напоить лошадь, оседлать лошадь, толочить коноплю, толочить перец, пойти на свеклу.

В быту и фольклоре древние украинцы стремились избегать «непристойных» слов, заменяя их благозвучными, деликатными. В украинских песнях, коломыйках, легендах, сказках, баснях почти не встречаются прямые названия интимных частей тела. Но есть отдельная категория народного творчества — соромицкие песни, в которых половые органы называют открыто и без «прикрас». В этом жанре откровенность не является вульгарностью, а скорее средством народного юмора, телесной свободы. Такие песни исполнялись преимущественно во взрослом кругу, например, на вечерницах.

2. Как раньше в украинском обществе относились к менструации?

Многие аспекты женской физиологии, в том числе менструация, когда-то были окутаны легендами, народными верованиями, суевериями, страхами. Например, считалось, что во время месячных женщина становится «нечистой», а потому не может ходить в храм, участвовать в религиозных обрядах, посещать некрещенного новорожденного ребенка или становиться крестной. А в народных представлениях даже бытовало мнение, что летом месячные бывают только у женщин, а у девственниц — никогда. 

В каждом регионе Украины менструацию называли по-своему: цыгане, регулы, цвет, пришли краски, красный Иван, женское, бабское, рубашка — вот только несколько вариантов названий месячных. Менструация считалась чем-то непристойным. Частично это можно объяснить отсутствием средств гигиены, нижнего белья. Женщины пользовались льняными или полотняными салфетками, которые стирали и использовали повторно, менструальная кровь перетекала на одежду. Низкий уровень гигиены еще больше укреплял в обществе представление о менструации как о чем-то «грязном». Хотя природу месячных люди объяснить не могли и воспринимали их как нечто постыдное, отсутствие или задержка беспокоила, потому что могла означать не только беременность, но и заболевания.

3. Почему когда-то родители не одобряли отношения неженатых сыновей с вдовами?

Из украинской классической литературы, стихов, народных легенд и преданий, этнографических исследований, песен мы знаем, что мужчина-вдовец мог жениться. Даже если он был старым, многодетным и не очень состоятельным, он мог посвататься к молодой красивой девушке и получить ее согласие. Ведь если дочь «засиживалась в девках», то была позором для своих родителей. Поэтому они старались как можно быстрее выдать ее замуж, пусть даже за вдовца с несколькими маленькими детьми. 

Зато женщины-вдовы, особенно молодые, считались чуть ли не ведьмами. Люди были суеверными и верили, что вдова может «перетянуть» на себя здоровье, силу или даже счастье неженатого парня. 

Де ж ти, сину, нічку ночував

що й не роззувався?

Ночував я нічку,

ночував я другу,

ночував я у тої вдовиці,

що сватати буду.

Сексуальность в традиционном обществе была темой запретной и контролируемой. А вдова — это женщина, которая уже имела сексуальный опыт. В народном воображении она представала соблазнительницей, которая соблазняла молодых мужчин. Матери часто пытались сдерживать телесные желания своих сыновей с помощью запретов — и вдова, как женщина с опытом, была воплощением этой угрозы.

Не йди сину до вдовиці,

то є чарівниця,

стоять чари заправлені 

в горшку на полиці.

Родители стремились найти для сына «правильную» невесту — молодую, из порядочной семьи, желательно с приданым. Вдова обычно имела детей, поэтому считалась менее желанной невестой: брак с ней часто означал дополнительные обязанности, меньшие перспективы наследства и возможную необходимость покинуть родительский дом.

4. Занимались ли сексом украинские «баба и дед»?

В 40 лет мужчины и женщины уже имели внуков, ведь женились в рано — в 15-16. Поэтому «баба и дед» на самом деле были людьми среднего возраста. Однако статус «бабы» давало не наличие внуков, а возрастное прекращение у женщины менструации — климакс. В народе считалось, что женщина, потерявшая репродуктивную функцию (способность к зачатию ребенка), уже не нуждается в интимных отношениях с мужем. Не можем утверждать со стопроцентной уверенностью, но вероятно, что после наступления климакса половой жизнью украинская женщина 100-200 лет назад больше не жила.

Рейтинг статьи:
Секс-традиции Украины: сексуальные забавы наших предков
Автор и редактор информационных статей о здоровье, красоте, уходе за детьми, здоровом питании.
Секс-традиции Украины: сексуальные забавы наших предков
Врач-терапевт. Стаж работы 7 лет.

Похожие статьи:

Комментарии

Анна 3 месяца назад
Добрый день! Есть ли какие-нибудь достоверные сведения о том, как раньше лечили бесплодие?
Ответить
Добрый день! В древности бесплодие пытались «лечить» как с помощью лекарственных трав, так и с помощью народных — часто магических — методов. Женщины употребляли отвары из растений, которым приписывали целебные свойства: розмарина, мяты, барвинка, шалфея, душицы. Обращались к знахаркам и гадалкам, которые выполняли ритуалы, шептали заговоры или давали «специальные» травяные сборы. Часто лечение сочеталось с соблюдением суеверий — например, избеганием определенных дней для интимной близости или ношением оберегов, которые должны были «открыть путь» для зачатия.
Таня 3 месяца назад
Добрый день! Прочитала вашу статью и мне стало интересно, как раньше женщины узнавали, что они беременны? Кроме задержки месячных были еще какие-то способы узнать о беременности?
Ответить
Добрый день! Сто или двести лет назад в жизни украинцев господствовали народные представления и верования — медицины в современном понимании почти не существовало, как и врачей. А крестьяне вообще считали медицину «паньской выдумкой». Женщины узнавали о беременности в основном по основным физиологическим признакам: задержке месячных, тошноте, изменении аппетита или общего самочувствия. Когда этого было недостаточно, то пользовались народными методами — гаданием, приметами. Например, женщина терла глаза до покраснения — если ресницы становились горячими на ощупь, это якобы свидетельствовало о беременности. Или капала несколько капель крови в воду: если они оседали на дно, считалось, что зачатие произошло. Сегодня эти способы могут казаться наивными или даже забавными. Но в условиях полного отсутствия доступа к научным знаниям и медицине именно такие практики становились единственным средством ориентации в важных жизненных вопросах.
Оксана 3 месяца назад
Добрый день! Спасибо за статью, очень интересно. А расскажите еще, пожалуйста, что известно о венерических заболеваниях в древности? Болели ли наши предки сифилисом или еще какими-то половыми заболеваниями?
Ответить
Добрый день! Да, наши предки знали о венерических заболеваниях, хотя не всегда понимали их природу, причины или способы передачи. В исторических источниках, фольклоре и медицинских описаниях упоминаются проявления заболеваний, которые современная медицина отождествляет с сифилисом, гонореей, хламидиозом и другими инфекциями, передающимися половым путем. На украинских землях венерические болезни были известны еще с XVI–XVII вв. Пранци, потеруха, франца — такими словами называли сифилис. Медицинская помощь была малодоступной, профессиональных врачей в селах почти не было, а доверия к ним — еще меньше. Знания о болезнях были ограниченными, а религиозные и моральные нормы — строгими. Крестьяне часто считали венерические болезни наказанием за грехи, в частности за половые акты в «нечистые» дни — например, во время менструации — или же верили, что эти недуги передаются по наследству.
Записаться на прием
Заполните форму и мы свяжемся с Вами в ближайшее время
Нажимая на кнопку Отправить Вы даете согласие на обработку данных, и соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения
Превышен лимит запросов. Попробуйте через 5 мин.